Слово - сильнейший элемент товарного знака
Любое авторское обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, если только оно не является результатом недобросовестной конкуренции со стороны его создателя, направленной на ведение агрессивной рекламной компании против конкурентов. Так же не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие необходимой различительной способностью и обозначения в случаях, когда они подпадают под действие ст. 1483 ГК РФ.
Как известно товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, либо комбинированными, сочетающими в себе несколько указанных элементов. В случае со словесным товарным знаком особых вопросов относительно его названия в реестре зарегистрированных товарных знаков не возникает, так же как и в случае, когда словесный элемент входит в состав комбинированного товарного знака. Однако как быть с чисто графическим обозначением, по сути просто изображением? Какую запись следует вносить в качестве названия в библиотеку «Российские товарные знаки»? Для этого у каждого товарного знака и существует собственное название.
Когда потребитель видит какой-либо изобразительный товарный знак, он видит то что на нем изображено, то есть – картинку. Без словесных элементов такой ТЗ невозможно сразу запомнить. Такие элементы приобретают необходимую различительную способность в результате их длительного, интенсивного использования. Согласно абз. 3 п. 2.3.2.4 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента № 32 от 05.03.2003г. (далее - Правила), только в случае использования какого либо обозначения, состоящего из изобразительных элементов: «вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида»; «являющихся общепринятыми символами и терминами»; «характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность»; «представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара», для конкретных товаров, такое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Исходя из сложившейся практики, наиболее сильным элементом является все таки фонетический элемент товарного знака, то есть – слово, вне зависимости от того придуманное оно или существующее (имеющее определенное толкование на языке подателя заявки на регистрацию ТЗ). Фонетический элемент вполне может быть транслит-прочтением и написанием, заимствованным из иностранного языка, языков на которых никто уже не говорит многие сотни лет. Все эти фонетические элементы, при определенных условиях могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, причем как по отдельности так и в составе с графическим элементом.
Сила словесного (фонетического) элемента в товарном знаке обусловлена именно его восприятием с точки зрения рядового потребителя. Когда мы видим какое-либо обозначение запускается механизм его идентификации (сравнения), сам потребитель пытается придумать для него название, либо отнести данное обозначение к товарам и услугам уже известных ему производителей. Лучшим решением здесь выступает расположение рядом с графическим элементом коммерческого обозначения, наименования организации или специально разработанного названия, для определенных групп товаров, при чем если это крупная и давно существующая на рынке организация, то каждый элемент должен быть продуман до мелочей. Товарные знаки, обладающие высокой степенью различительной способности, намеренно регистрируются именно в черно-белом цветовом исполнении, для того чтобы в последующем у правообладателя имелась возможность воспроизведения и маркировки для товаров и услуг, применяя любые цветовые решения, в зависимости от корпоративных цветов.
На сегодняшний день, в Глобальной базе данных брендов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) содержатся сведения более чем о 10,9 млн. зарегистрированных товарных знаков. Однако данный факт совсем не означает, что скоро невозможно будет зарегистрировать ни одну товарную марку в связи со сходством до степени смешения с уже зарегистрированным обозначением. Во-первых у каждого товарного знака есть определенный срок, на который ему предоставляется правовая охрана (в России 10 лет), а во-вторых существуют различного рода практические решения повышения охраноспособности Вашего обозначения.
Одним из таких решений является добавление к сильному, с точки зрения охраноспособности, графическому элементу обозначения, неохраняемого элемента в виде достаточно распространенного коммерческого обозначения, для не тождественных товаров и(или) услуг (согласно перечня МКТУ-10), для которых заявителем такого обозначения испрашивается правовая охрана. Зарегистрировать распространенный словесный элемент с сохранением буквенного состава, уже известного товарного знака, включенный в заявку на государственную регистрацию как неохраняемый, с сильным графическим элементом, для тождественных, либо схожих товаров и(или) услуг разумеется не получиться. Хотя словесный элемент может быть выполнен с применением различного рода шрифтовой графики, цветовых решений и заявлен как неохраняемый, однако согласно внутренних регламентов Роспатента оценка сходства обозначений будет проводиться в отношении всего обозначения, так как потенциальным потребителем и восприниматься такой товарный знак будет в целом, а соответственно может возникнуть ситуация обоснованного введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров и(или) услуг.
Сегодня подавляющее большинство фирм, уже имеют собственные сайты, занимая свой сегмент во всемирной паутине, предлагая те или иные товары либо услуги. Каждый сайт имеет свое название – доменное имя в той или иной зоне, к примеру: «.RU», «.COM» или «.РФ». Название организации, подавшей заявку на регистрацию ТЗ, может не совпадать с фонетическим элементом в регистрируемом обозначении, и это нормально (и даже маловероятно, при подаче заявки индивидуальным предпринимателем), однако если регистрируется только слово, не важно написанное в латинице или кириллице, в составе комбинированного обозначения или же нет, то специалистом Роспатента, возможно не только противопоставление (сравнение) с уже зарегистрированными товарными знаками, но и отказ в регистрации такого обозначения в связи с наличием в сети «интернет» тождественного зарегистрированного доменного имени, не принадлежащего заявителю (в том числе). Данный факт объясняется очень просто, во-первых, скорее всего на выявленном сайте, поданное на регистрацию обозначение в той или иной форме уже используется (абз. 3, п. 6, ст. 1483 ГК РФ - «В качестве ТЗ не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с ТЗ других лиц, охраняемые в РФ»). Во-вторых, регистрация доменного имени и товарного знака только на первый взгляд не зависящие друг от друга процедуры, однако, регистрация одноименного словесного товарного знака, вполне может быть результатом недобросовестной конкуренции со стороны подателя заявки. Зарегистрировав такой ТЗ, теперь уже правообладатель, может потребовать прекратить использование защищенного обозначения на одноименном сайте, впрочем как и на любом другом, но только для тождественных товаров и(или) услуг.
Если у Вас есть какое-либо обозначение и Вы планируете его зарегистрировать как товарный знак, то в большинстве случаев вначале целесообразно провести информационный поиск по зарегистрированным товарным знакам. Хотя Ваше обозначением может быть на 100% авторским, индивидуальным, все таки возможна ситуация именно фонетического (самого сильного) сходства с уже зарегистрированным ТЗ.
Результатом информационного поиска (критерий название) по базам данных Роспатента среди зарегистрированных товарных знаков выступает информация: о номере свидетельства о регистрации ТЗ, дата публикации, само изображение ТЗ, его название и процент сходства. Названием товарного знака является полный словесный элемент в представленном на регистрацию обозначении. В случае отсутствия словесных элементов как общепринятых, так и стилизованных, названием товарного знака будет выступать фирменное наименование юридического лица, подавшего заявку на регистрацию. Отметим, что в последнее время все меньше заявок на регистрацию товарного знака подается без отсутствия каких-либо словесных элементов, что вполне объяснимо, с точки зрения восприятия таких обозначений рядовым потребителем ©.
Филиппов Константин Александрович
Теги: товарный знак Интеллектуальная собственность интеллектуальные споры Роспатент
Новости по теме:
Статьи по теме: