logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Налоговые последствия ликвидации организации

02.07.2009

Ликвидация организации влечет за собой прекращение прав и обязанностей юридического лица без их перехода к другим лицам. Перечень оснований для ликвидации юридического лица содержится в статье 61 Гражданского кодекса РФ, а порядок ликвидации - в статье 63 ГК РФ.

Процедура ликвидации юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - п. 8 ст. 63 ГК РФ.

До момента исключения юридического лица из реестра данное юридическое лицо остается правоспособным и обязано своевременно и правильно исчислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур.

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в статье 64 ГК. Закон установил третью очередь для расчетов по долгам с бюджетом. Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ).

Пределы и порядок взыскания налоговых недоимок с учредителей предприятия при ликвидации изложены в Гражданском Кодексе РФ и конкретизированы в специальных законах. Например, ГК РФ и федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают, что участники общества отвечают по его обязательствам в пределах внесенного вклада, если иное не установлено учредительными документами общества.

Согласно федеральному закону «Об акционерных обществах», акционеры несут риски только в размере оплаченных акций. Если организация не имеет средств, учредители не могут получить свои вклады. Однако в соответствии со статьей 96 Гражданского Кодекса РФ "акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций".

Пунктом 4 статьи 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителей организации, в случае если организация станет банкротом по вине ее участников.

Пункт 2 статьи 9 Закона о несостоятельности (банкротстве) установил, что лица, на которых возложены обязанности по ликвидации предприятия, должны подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации, в случае если в процессе ее ликвидации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований.

Последствия неисполнения такой обязанности установлены пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве - уполномоченные на подачу указанного заявления лица (ими могут быть и учредители) должны нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Границы ответственности полных товарищей установлены пунктом 1 статьи 75 Гражданского Кодекса РФ: "Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества".

Налоговые органы должны заявить в указанный законом срок ликвидатору общества требования о погашении задолженности общества перед бюджетом. Согласно пункту 2 ст. 63 Гражданского Кодекса РФ, после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В промежуточный баланс включаются и требования налоговых органов по задолженности перед бюджетом. Промежуточный ликвидационный баланс общества содержит перечень всех требований, заявленных кредиторами в установленный двухмесячный срок.

Для уточнения налоговых претензий налоговики вправе провести внеочередную (повторную) выездную налоговую проверку ликвидируемой организации в силу статьи 87 Налогового Кодекса РФ.

Ликвидационная комиссия имеет право не признать заявленные налоговые требования. В этом случае налоговые органы вправе обратиться в суд к ликвидатору с иском о признании заявленных требований, иначе требования не будут включены в промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно пункта 1 статьи 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Согласно пункта 6 статьи 64 Гражданского Кодекса РФ, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, объявляются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов), указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов) сумма излишне уплаченных организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов (сборов, пеней и штрафов), указанные суммы также подлежат возврату налогоплательщику в установленном порядке.

По общему правилу, то имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителям (участникам) компании, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой компании.

Доходы участника общества, полученные сверх первоначального взноса при ликвидации организации, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль у участника. Согласно пункта 2 статьи 248 Налогового Кодекса РФ, они признаются безвозмездно полученными, так как их получение не связано с возникновением у приобретателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Этот вывод содержится и в Письме Минфина от 17 марта 2006 г. N 03-03-04/2/81. Такие доходы следует отразить в составе внереализационных (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 1 апреля 2005 г. N 20-12/21866).

При ликвидации организации доходы налогоплательщиков-участников определяются исходя из рыночной цены распределяемого им имущества (имущественных прав) на момент его получения, за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими участниками этой организации стоимости вклада (взноса).

При этом стоимость первоначального взноса участника общества в уставный капитал определяется исходя из данных налогового учета передающей стороны на момент перехода права собственности с учетом дополнительных расходов, связанных с такой передачей (Письмо Минфина от 3 мая 2007 г. N 03-03-06/1/258).

При ликвидации организации и передаче ее учредителям акций и денежных средств объекта налогообложения НДС как у ликвидируемого общества, так и у его участников не возникает. Ведь операции по реализации ценных бумаг не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (пп. 12 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ). Такой вывод сделал Минфин в Письме от 20 января 2005 г. N 03-05-02-04/6.

При распределении имущества ликвидируемого общества между его учредителями отсутствует объект налогообложения ЕСН и, соответственно, не возникает обязательства по его уплате (Письмо Минфина от 20 января 2005 г. N 03-05-02-04/6).

Также данный доход подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях, с применением ставок, предусмотренных статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку доходы, полученные налогоплательщиком при ликвидации, не являются доходами от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации, указанные положения Налогового Кодекса на такие доходы не распространяются. (Письма Министерства Финансов РФ от 09.10.2006 N 03-05-01-04/291, от 11.09.2006 N 03-05-01-05/19, от 09.10.2006 N 03-05-01-04/227). Т.е. доходы в виде распределяемого имущества облагаются по ставке 13%.

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового Кодекса РФ, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Следовательно, при получении налогоплательщиком такого дохода ликвидируемая организация, являющаяся источником его выплаты, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Кормишина Екатерина Владимировна
специалист по бухгалтерскому и налоговому учету
Казанского юридического центра.



Опубликовать:

Отзывы

24.09.2009 Хасанова Гульзамия Рашитовна

Спасибо за работу.

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее