Советские бренды останутся у нынешних правообладателей
Вопрос несправедливой монополизации части интеллектуального наследия СССР поднимался уже не раз, в том числе в области использования широко известных советских брендов отдельными холдингами и компаниями. Правообладатели, зарегистрировавшие товарные знаки (знаки обслуживания) после 1991г. получили исключительное право их использовать, не смотря на то, что целый ряд компаний, наравне с ними производили и продавали тождественные товары еще с советских времен. Разумеется, такое положение вещей не устраивает ни правообладателей известных торговых марок, ни производителей, которые, вроде как, ничего и не нарушали.
С целью снижения правовой напряженности в данной области и уменьшения судебных споров о товарных знаках, инициативная группа сенаторов в начале февраля этого года внесла на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, который предусматривал возможность использования части общеизвестных товарных знаков производителями, которые выпускали соответствующую продукцию еще с советских времен. В пояснительной записке к законопроекту в частности указывались такие известные бренды, как: «Птичье молоко», «Ласточка», «Аленка», «Жигулевское», «Дружба», «Прима» и т.д. Однако такая законодательная инициатива не нашла необходимой поддержки среди депутатов и законопроект был отклонен.
Причинами отказа явились чисто формальные основания. По мнению народных избранников, означенный законопроект не соответствует нормам международного права, принципам стабильности и справедливости, а также необоснованно ограничивает права правообладателей товарных знаков. Заключением экспертного совета при президенте РФ законопроекту также дана отрицательная оценка. Однако причинами для отказа явились несколько иные обстоятельства. По мнению экспертов, принятие законопроекта в представленной редакции нецелесообразно, поскольку его авторы попытались решить острую политико-правовую проблему чисто юридическими средствами, что, по всей видимости, у них не получилось. Но проблема при этом, скорее всего, действительно есть.
По статистике Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) на сегодняшний день осталось порядка 4 тыс. общеизвестных товарных знаков, которые использовались еще во времена СССР. Их них около 600 обозначений зарегистрированы и используются для лекарственных средств и препаратов, 250 для кондитерских изделий, около 70 для остальных пищевых продуктов. Все остальные обозначения используются для индивидуализации промышленных продуктов.©
Филиппов Константин Александрович
Теги: товарный знак Интеллектуальная собственность судебный процесс Роспатент
Новости по теме:
Статьи по теме: