Изменения в законодательстве о микрофинансовых организациях
В федеральный закон «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон) были внесены существенные изменения. Прежде всего, законодатель внес поправки в перечень организаций, осуществляющих денежные операции и операции с имуществом. При этом, некоторые виды организаций были исключены из перечня, а определенные виды внесены в список.
Изменения в законодательстве коснулись исключения из перечня следующих организаций:
- страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
- религиозные организации, музеи и организации, использующие драгметалллы, драгоценные камни в научно-исследовательских, в медицинских целях, в составе инструментов, и изделиях производственно-технического назначения.
Законодатель добавил определенные виды юридических лиц в перечень организаций, указанных в статье 5 Закона, и тем самым существенно расширил его. В настоящее время действие Закона распространяется на:
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- общества взаимного страхования;
-негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- операторов связи, оказывающих услуги подвижной радиотелефонной связи.
Поправки, внесенные в Закон, коснулись и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. Требования положений Закона теперь должны исполняться:
- страховыми брокерами;
- предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий и лома таких изделий;
- предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, законодатель возлагает обязанности и на организации, и на предпринимателей. Так, при разработке правил внутреннего контроля возникал вопрос: должны ли предприниматели составлять подобные правила. Изменения, внесенные в статью 5 Закона, однозначно решает вопрос с разработкой правил: индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и руководствоваться ими в работе.
Помимо разработки правил внутреннего контроля, данные организации также обязаны разработать программу по идентификации клиентов, законодательно основанную на положениях Закона; назначить ответственное лицо за соблюдением правил внутреннего контроля и должностных инструкций; в случае классификации операции с денежными средствами как сомнительной, в течение 3-х дней сообщить о данной сделке в компетентный государственный орган. Перечень обязанностей данных организаций не ограничивается только вышеуказанными условиями. При создании такого рода организаций необходимо учитывать требования положений Закона «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», поскольку статьями Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены значительные по сумме штрафы за нарушение норм Закона.
С 1 января 2014 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в результате внесенных поправок микрофинансовые организации не могут применять упрощенную систему налогообложения и должны находится на общей системе налогообложения.
В последнее время участились проверки микрофинансовых организаций со стороны Службы Банка России по финансовым рынкам. Подобная активизация госоргана, как показывает практика, связана с увеличением количества микрофинансовых организаций, а также с формирование новой структуры в Центробанке – Службы Банка России по финансовым рынкам. Проверке подлежит как сама финансовая деятельность организации, так и учредительные и локальные документы организации. Так, в соответствие с Федеральным законом «О микрофинансовых организациях», устав МФО должен содержать порядок раскрытия информации неограниченному кругу лиц сведений о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые исполнительными органами микрофинансовой организации. Если учредительные документы организации не содержат подобных сведений и в результате проверки будет обнаружен данный факт, то Служба Банка России обязана вынести предписание об устранении данного нарушения в течение определенного срока. В случае не исполнения предписания госоргана, последний вправе привлечь к административной ответственности организацию.
Таким образом, микрофинансовая организация в своей деятельности должна руководствоваться несколькими федеральными законами, невыполнение требований которых может повлечь привлечение к административной ответственности в виде штрафов. МФО также необходимо разработать внутрифирменные инструкции и приказы, регулирующие процесс выдачи займов, а также обеспечить сдачу отчетности в соответствующие государственные органы. В связи с этим подобные организации должны иметь в штате организации сотрудника, контролирующего исполнение требований всех федеральных законов, регламентирующих деятельность МФО, либо обратиться к квалифицированным специалистам Казанского юридического центра.
Лабутина Кристина Александровна
Теги: микрофинансовая деятельность микрофинансовая организация микрофинансирование микрозайм
Новости по теме:
Статьи по теме: