Право на судебную защиту: возможность получения квалифицированной юридической помощи бесплатно
Судебная защита его прав и свобод гарантируется. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока виновность его не будет доказана в соответствующем требованиям закона порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. И это еще далеко не все, но только некоторые из аспектов права на защиту, венцом которого является положение о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Последнее, в принципе, оправданно, поскольку мало создать соответствующую форму судебной системы, нужно еще наполнить ее достойным содержанием. Мало того, что судебная система в лице определенных государственных органов должна отличаться стройностью и стабильностью, ее должностные лица, то есть судьи, высокой нравственностью, порядочностью и честностью, целостная ее эффективность, будет достигнута только в случае обеспечения участников правосудия возможностью получения квалифицированной юридической помощи. Ведь для того чтобы суд мог достоверно установить спорные факты и события, правильно квалифицировать сложившиеся между сторонами фактические отношения, сделать соответствующие выводы и в конце концов применить подлежащую применению норму права и закона, необходимо все это в первую очередь грамотно оформить и представить. Для того чтобы получить желаемый ответ, все, что от нас требуется – это правильно поставить вопрос. Последнее же зачастую оказывается чуть ли не самым трудным. Здесь-то на помощь нам и приходят юристы.
21 ноября 2011 года Президентом РФ был подписан федеральный закон о бесплатной юридической помощи и закон о внесении соответствующих изменений в иные нормативные акты.
Так, первый из них предусматривает создание определенных гарантий, способствующих реализации гражданами их права на получение квалифицированной юридической помощи посредством установления организационно-правовых основ формирования систем бесплатной юридической помощи, как государственной, так и негосударственной, а также основ деятельности правового информирования и просвещения населения.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи названы федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и учреждения им подведомственные; органы управления государственных внебюджетных фондов и государственные юридические бюро, негосударственной системы - юридические клиники, создаваемые и функционирующие при университетах, и негосударственные центры оказания бесплатной юридической помощи. Необходимо отметить, что приведенный список не является исчерпывающим, поскольку ст. 7 Закона определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться и иными лицами, имеющими на то право в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Далее необходимо посвятить несколько строк и видам оказания юридической помощи. Радует, что ее виды не исчерпываются устными консультациями, в ходе которых сложно прийти к какому-либо конкретному решению, но определяются и письменными правовыми заключениями, составлением соответствующих документов правового характера, а также полноценным представлением интересов граждан в судах и иных государственных и муниципальных органах.
Принципами оказания бесплатной юридической помощи названы социальная справедливость и ориентированность, обеспечение конфиденциальности, реализации и защиты прав и свобод обратившихся граждан и ряд других.
Случаи предоставления бесплатной юридической помощи конкретизированы посредством принятия соответствующих поправок к действующим нормативным правовым актам, в числе которых нужно упомянуть федеральные законы о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об адвокатской деятельности и др.
В заключение следует сказать, что принятие вышеуказанных законодательных актов преследует цели создания специальных условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Хисамова Рина Винеровна
Помощник юриста
Казанский юридический центр
Новости по теме:
Статьи по теме: