РЖД не может оплатить штраф за нарушение антимонопольного законодательства
Два года назад ФАС наложила на «Российские железные дороги» штраф в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке железнодорожных грузоперевозок. Так, еще в 2010 г. в антимонопольный орган стали поступать обращения грузоотправителей о росте затрат на перевозку грузов ж/д транспортом – расходы последних на перевозку увеличились на 30 и более процентов. По мнению заявителей, РЖД безосновательно отклоняла заявки компаний на перевозку грузов в своих вагонах. В результате проверки, проведенной Федеральной антимонопольной службой, национальный оператор железных дорог был признан нарушившим ст. 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с ограничением доступа к услугам грузовых ж/д перевозок в вагонах перевозчика. Последние обстоятельства вынуждали компании заключать договоры перевозки с ОАО «РЖД» или приобретать грузовые вагоны. Сумма штрафа, наложенного антимонопольным органом, составила 2,241 млрд.руб.
ОАО «РЖД» обжаловало решение ФАС в Арбитражный суд г.Москвы. И если первая и вторая инстанция признали доводы монополиста обоснованными, то Федеральный арбитражный суд Московского округа решил направить дело на новое рассмотрение. При этом судьи сослались на приказ Минтранса № 192 от 06.09.2009 г., которым предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в согласовании заявки на перевозку груза. Такое основание, как «отсутствие у перевозчика железнодорожного подвижного состава на праве собственности и (или) ином законном праве» названным документом не предусмотрен. Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, РЖД вполне может обязать дочерние общества предоставлять вагоны для перевозки грузов в аренду.
Рассматривая дело во второй раз, суд первой инстанции вновь удовлетворил требования субъекта естественной монополии, оспаривавшего постановление Федеральной антимонопольной службы, полагая, что антимонопольный орган вторгся в плоскость гражданско-правовых отношений. Далее дело направилось в апелляцию, отменившую решение нижестоящего суда, и ВАС РФ. Между тем, Президиум рассмотреть дело уже не успел.
Параллельно АСГМ рассматривал дело по заявлению РЖД об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа. В итоге сумма последнего была уменьшена в 247 раз – до 9,05 млн.руб. Штраф был снижен в связи с несоразмерностью, также, судом было учтено имущественное положение РЖД: поскольку чистая прибыль компании за 2013 г. - 740 млн.руб. – оказалась втрое ниже суммы штрафных санкций, взыскание с госкомпании штрафа в таком размере, по мнению суда, «является прямой угрозой финансово-экономическому состоянию государственно образующей компании».
По словам представителя РЖД, они будут вынуждены искать возможности для выплаты штрафа – «или имущество будем распродавать, или денег заработаем, или кредит в банке возьмем. Это наши проблемы. И как-нибудь будем их решать. Мы представили суду доказательства, что прибыль у нас маленькая и денег нам не хватит заплатить…».
При этом довод представителя антимонопольного органа о том, что у РЖД имеется резервный фонд для покрытия незапланированных расходов судом воспринят не был. Равно как и то обстоятельство, что статьей 8 Конституции РФ провозглашено равенство всех форм собственности и, соответственно, никаких прерогатив для госкомпаний в части наложения штрафных санкций законом не предусмотрено.©
Шишковская Полина Викторовна
Новости по теме:
Статьи по теме: