Оспаривание решений органов государственной власти и местного самоуправления как способ защиты интересов граждан
Действующее российское законодательство предусматривает множество способов защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основной набор инструментов защиты содержит статья 12 Гражданского кодекса РФ. К таким способам следует отнести признание права, возмещение убытков. Особо следует отметить следующий вид защиты: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Рассматривая данный вопрос, пристальное внимание следует уделить нескольким основным моментам. К нормативной базе, призванной урегулировать механизм защиты прав от неправомерный действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления следует отнести:
1) Гражданский процессуальный кодекс РФ (глава 25);
2) Арбитражный процессуальный кодекс РФ (глава 24);
3) Закон РФ 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
4) Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации».
Осуществление защиты прав проводится путем оспаривания действий органов государственной власти и местного самоуправления. Данный вид правовой защиты обладает несколькими характерными чертами:
1) Оспаривание действий (бездействия), решений может производиться как в административном порядке – в вышестоящий орган по подведомственности, так и в судебном – в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.
2) Решение, действие органа государственной власти, местного самоуправления должно непосредственным образом затрагивать права и законные интересы заявителя. То есть нельзя обжаловать любое решение (действие), являющееся, по мнению заявителя незаконным, такое действие (решение) должно непосредственно затрагивать правовой статус заявителя. В противном случае обжалование не будет возможно.
3) Решение, действие должно иметь юридические последствия – нарушение права или препятствие в осуществлении права заявителем. Данное положение применяется не только к случаям нарушения, но и к случаям ограничения, препятствования осуществлению заявителем прав, предусмотренных действующим законодательством.
Обжалование действий (решений) может использоваться во всех сферах, в которых задействованы органы власти. К ним следует относить акты, принимаемые в рамках земельного, лесного, таможенного, налогового, гражданского и отраслей российского правового поля.
Данный вид правовой защиты обладает рядом преимуществ для заявителя, которые в целом способствуют эффективной защите своих прав:
1) По сравнению с исковым порядком Налоговый кодекс РФ устанавливает фиксированный размер государственной пошлины, уплачиваемой за рассмотрение дела – 100 рублей для физических лиц и 2000 р. для организаций (в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 27.12.2009 г. №374-ФЗ 200 рублей для физических лиц и 3000 рублей – для юридических).
2) Отказ в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) не препятствует повторному обращению в тот же орган с возможностью повторного обжалования отказа (в случае его повторного вынесения). Это позволяет заявителю, устранив объективные основания отказа рассчитывать на удовлетворение заявления.
3) Сроки рассмотрения заявлений по данной категории дел. ГПК РФ и АПК РФ устанавливают сокращенные сроки рассмотрения, что позволяет восстановить нарушенные права заявителя без затягивания процесса рассмотрения.
4) Возможность подачи заявления по месту жительства заявителя. ГПК РФ предусматривает альтернативную подсудность – по месту нахождения органа или по месту жительства заявителя.
5) Контроль суда за устранением нарушения прав заявителя. Орган, принявший решение, повлекшее нарушение прав заявителя после признания такого решения незаконным и направления копии решения обязан сообщить суду и заявителю об исполнении решения.
6) Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (действий) возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие. Данная норма по своей сути перераспределяет бремя доказывания, то есть тем самым именно орган государственной власти или местного самоуправления должен доказывать законность и обоснованность решения с полным указанием на нормативную базу.
7) В рамках оспаривания можно использовать административный и/или судебный порядок, при этом соблюдение использование того или иного варианта остается на усмотрение заявителя, при этом для использования судебного порядка не обязательно соблюдать административный и наоборот.
8) Судебные расходы на услуги представителя подлежат возмещению в общем порядке, установленном статьей 100 ГПК РФ - по письменному ходатайству, в разумных пределах.
Рассматривая сложившуюся судебную практику, следует выделить следующий наиболее значимый акт: постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». В рамках данного постановления регламентируются несколько важных вопросов, таких как: какие дела подсудны в рамках данной категории споров, какие обстоятельства подлежат рассмотрению в рамках судебного разбирательства и т.д.
Следует также отметить такие судебные акты как Определение ВАС РФ от 16.12.2009 № ВАС-14458/09 по делу N А56-21893/2008, Определение ВАС РФ от 07.12.2009 № ВАС-13057/09 по делу N А40-87811/08-147-655.
Необходимо понимать, что для того, чтобы процесс обжалования действий (решений) завершился успехом, нужно соблюдать определенные формальности. К ним следует отнести:
1) Подача заявлений, жалоб и иных адресованных в орган государственной власти и местного самоуправления должна производиться в письменном виде. В случае несоблюдения этого простого правила, в рамках судебного разбирательства очень сложно будет доказать факт обращения и зафиксировать вопросы поставленные на рассмотрение.
2) Обращение в суд (вышестоящий орган) должно производиться в наиболее сжатые сроки после получения ответа. Законом установлены определенные сроки для проведения процедуры обжалования.
3) Любые дополнения, пояснения, уточнения ранее поданных заявлений, жалоб, допринос документов должны осуществляться тем же образом, что и подача заявления - в письменном виде.
4) Ни в коем случае не стоит надеяться, что вопрос разрешится без Вашего участия, поэтому к любым заверениям со стороны оппонентов относитесь скептически.
5) Перед подачей заявления следует ознакомиться с нормативной базой, на которую идет ссылка в решении или мотивировка действия. Это позволит понимать, что именно по мнению органов власти послужило основанием для ограничения Ваших прав. В любом случае лучше проконсультироваться у специалиста, имея на руках копии всех документов, это позволит сэкономить время и силы.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное необходимо отметить, что обжалование действий (решений) органов государственной власти или местного самоуправления следует обязательно использовать не только как эффективный способ защиты своих прав, но и как средство контроля за действиями «власть придержащих» для формирования последующей практики. Чем больше граждане и организации будут оспаривать решения (действия), нарушающие их права и законные интересы, тем больше шансов, что органы власти начнут задумываться о необходимости грамотного и всестороннего рассмотрения заявлений и обращений.
Щелыванов Дмитрий Алексеевич,
юрист Казанского юридического центра.
Новости по теме:
Статьи по теме: