logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Как избежать проблем, связанных с налоговой проверкой

19.03.2010

Как правило, раз в три года налоговые органы проводят выездные налоговые проверки предприятий. Для многих эта процедура является неприятной, так как проверка может иметь негативные финансовые последствия, как для самого предприятия, так и возможные последствия в виде возбуждения уголовного дела в отношении руководителей предприятия.

В тоже время, у каждого предприятия есть возможность либо избежать проверки, либо значительно минимизировать потери. Во-первых, не на каждое предприятие приходят проверяющие. Не секрет что многие компании не проверяются годами. Во-вторых, к любой проверке можно подготовиться во всеоружии и максимально минимизировать потери. 

Количество проверяемых налоговиками предприятий неуклонно из года в год сокращается. По данным газеты "Учет.Налоги.Право", число проверенных предприятий в РТ за 1 квартал 2009 года снизилось по сравнению с 1 кварталом 2008 года на 25 %. Это объясняется тем, что налоговики проверяют лишь те предприятия, которые у них вызывают подозрения. Каждой проверке предшествует большая подготовительная работа. В результате результативность проверок приблизилась практически к 100 %. Выросло и среднее доначисление на одну выездную налоговую проверку, достигнув в первом квартале 2009 года по Республике Татарстан 7130,7 тыс.рублей.

Критерии, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, являются открытыми и опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы.

Приведем лишь несколько из критериев, по которым налоговики отбирают предприятия для проверки: это уровень налоговой нагрузки предприятия, уровень вычетов по НДС, уровень средней заработной платы и т.д.

При определении уровня налоговой нагрузки, налоговики используют средние показатели по отрасли. Следовательно, существенное отклонение налоговой нагрузки от среднего уровня увеличивает «шансы» предприятия для встречи с налоговиками.

Следующим критерием является уровень вычета по налогу на добавленную стоимость. Рекомендуемый уровень вычета составляет 89% от начисленного налога на добавленную стоимость. В 2009 году по данным газеты «Учет.Налоги.Право» уровень безопасного вычета в Республике Татарстан вырос до 91,6 %. Следует обратить внимание, что это средний уровень вычета не за один налоговый период, а за несколько периодов. Например в течении года.

Немаловажно анализировать и уровень средней зарплаты предприятия. Информацию о среднем уровне заработной платы можно получить на официальном сайте Росстата.

Вызывает подозрение налоговиков и опережающий рост расходов над доходами предприятиями, существенное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Не стоит предприятию часто менять место регистрации. Как ни странно, это тоже может стать одной из «галочек» для включения в план проверки.

Таким образом, любое предприятие может избежать выездной налоговой проверки, соблюдая официально установленные критерии.

В тоже время, не соответствие критериям не дает стопроцентной гарантии от выездных налоговых проверок. Помимо критериев официально опубликованных на сайте налоговые инспекторы используют другие критерии для отбора налогоплательщиков для проведения проверки.

Это, к примеру, расхождение адреса указанного в регистрационных документах и фактического. Частая сдача уточненных деклараций тоже может привести к включению в план выездных проверок.

Стоит иметь в виду, и то, что отчетность предприятий сквозная. К примеру, выручка отражается в декларациях по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, аналогично и с фондом заработной платы, которая отражается в различных расчетах и декларациях. Нестыковки в отчетности существенно увеличивают риски налоговой проверки.

Следует вывод, что в силах самого предприятия сделать все возможное для того, чтобы избежать налоговой проверки. Необходимо уделять внимание налоговому планированию деятельности своего предприятия, а не пускать этот процесс на самотек. В любом случае налогоплательщикам периодически следует проводить свои налоговые проверки силами внутренних, либо внешних аудиторов. Вполне возможны ситуации, когда предприятие соответствующее всем критериям может быть включено в план проверки, в случае, например, если один из контрагентов налогоплательщика вызовет подозрение налоговых органов. При этом даже сам налогоплательщик может не знать о том, что его контрагент является недобросовестным.

Возможны случаи, когда добросовестный налогоплательщик может не отвечать установленным критериям, так как многие критерии (к примеру, рентабельность, уровень налоговой нагрузки) далеки от реальных показателей. Каждое предприятие индивидуально и вполне справедливо может не вписываться в критерии разработанные налоговиками.

В этом случае, предприятиям желательно подготовиться к проверке, проверив состояние налогового учета на предприятии. Опыт налоговых проверок проводимых внешними аудиторами показывает, что основное количество нарушений можно исправить, восстановив документы, внеся исправления в учет, и только в крайних случаях возникает необходимость предоставления уточненных деклараций и доплат сумм налогов. Но даже в последнем случае предприятие избегает налоговой ответственности в виде штрафов.

Как видно, не стоит воспринимать налоговые проверки как неминуемые проблемы.

Биляев Фанис Вагизович,
руководитель Казанского юридического центра.



Опубликовать:

Отзывы

13.08.2012 ООО "Баутраст-Комплект"

Аудит проведен на высоком профессиональном уровне. По итогам аудита даны ценные рекомендации...

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее