logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Составление отчетности фирмы при ликвидации

17.05.2010

В сложившейся экономической обстановке множество организаций несут убытки, и дальнейшая их деятельность становиться нерентабельной. Логическим решением в данной ситуации видится ликвидация не приносящей прибыли организации. Рассмотрим, с какими трудностями может столкнуться бухгалтер при составлении отчетности предприятия, учредителями которого принято решение о ликвидации.

Напомним общий порядок действий при ликвидации.

Во-первых, учредители принимают решение о ликвидации и подают в налоговый орган уведомление, налоговые органы вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что фирма находится в процессе ликвидации. После подачи заявления фирма должна прекратить всю деятельность, кроме расчетов с дебиторами, кредиторами и собственниками.

Во-вторых, фирме необходимо опубликовать сообщение о своей ликвидации. С этого момента в течение срока, установленного организацией, кредиторы могут предъявлять свои требования. Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, этот срок не может быть менее двух месяцев. В этот период налоговая инспекция может провести выездную налоговую проверку.

В-третьих, после расчета со всеми своими кредиторами, фирма составляет окончательный ликвидационный баланс, на основании которого производятся выплаты собственникам. Этот баланс надо представить в налоговую инспекцию для согласования. После расчетов с собственниками запись о фирме исключают из ЕГРЮЛ.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует порядок составления и подачи отчетности при ликвидации организации.

По вопросу сдачи налоговых деклараций при ликвидации фирмы существует две позиции. Подавать последние декларации надо в момент, когда подано уведомление о ликвидации или последний раз сдать налоговые отчеты надо на дату составления ликвидационного баланса.

Рассмотрим нюансы сдачи деклараций в обоих случаях.

Если подавать декларации вместе с уведомлением о ликвидации, то в случае возникновения дополнительных доходов или расходов необходимо будет сдать уточненные налоговые декларации.

При подачи «ликвидационных» деклараций не имеет значение, когда фактически заканчивается налоговый период. Ведь после подачи уведомления организация находится в стадии ликвидации, и хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, связанной с расчетами с кредиторами, вести не должна. Если потом фирма все же производит какие-то дополнительные расходы или получает доходы, то она должна подать уточненную декларацию.

В Налоговом кодексе РФ нет четких разъяснений по вопросу представления деклараций ликвидируемой фирмой. Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации.

По мнению налоговых органов, трактовать данную статью НК нужно так: «в случае ликвидации организации последний день последнего налогового периода приходится на день прекращения организацией деятельности, учитываемой для целей налогообложения».

Организация прекращает указанную деятельность в день начала ликвидации. В соответствии с п. 1 ст. 80 "Налоговая декларация" НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В связи с изложенным в случае ликвидации организации налоговая декларация за последний налоговый период составляется на дату начала ликвидации» (А.А.Авдеев Советник налоговой службы III ранга).

Если же читать кодекс буквально, то последний период, за который следует сдавать декларации, заканчивается в момент исключения фирмы из ЕГРЮЛ. На практике это невыполнимо, так как после ликвидации сдавать декларации будет некому. Если же они будут сданы до удаления организации из реестра, то проверять их после ликвидации будет поздно. Ведь оштрафовать за недостоверные сведения и взыскать недоимки налоговики уже не смогут. Поэтому в действительности сдавать декларации нужно только за период до подачи заявления о ликвидации.

Мнения различных налоговых инспекторов могут расходиться. Иногда налоговые инспекции придерживаются той позиции, что последняя налоговая отчетность должна сдаваться на дату составления окончательного ликвидационного баланса. А до этого момента декларации надо сдавать в обычном порядке. И на дату подачи уведомления никаких деклараций специально представлять не надо. Ведь фирма продолжает существовать до удаления записи из ЕГРЮЛ, и у нее еще могут возникнуть обязательства по уплате налогов. «После выездной налоговой проверки и расчетов с кредиторами фирма составляет окончательный ликвидационный баланс. Вместе с ним она должна представить и окончательные налоговые декларации» (Ирина Харитонова, начальник отдела по работе с налогоплательщиками МРИ ФНС России N 17 по Московской области).

Несколько проще обстоит вопрос с составлением бухгалтерской отчетности. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с п. 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ) составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Составленный баланс утверждает орган, принявший решение о ликвидации (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).

Действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, поэтому можно использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, с соответствующей пометкой "Промежуточный ликвидационный баланс" или "Ликвидационный баланс".

Можно сделать вывод о том, что организации предстоит самостоятельно определить налоговый период при ликвидации. Если ликвидация предполагается в текущем налоговом периоде и никаких расчетов, влияющих на налоги, не предвидится, лучше подать декларации вместе с уведомлением. Если же ликвидационный баланс будет составляться в следующем периоде, то декларации за текущий год необходимо сдать в общем порядке. Потом при сдаче ликвидационного баланса необходимо будет представить декларации за налоговый период.

Залялетдинова Диля Шамилевна,
аудитор Казанского юридического центра



Опубликовать:

Отзывы

13.08.2012 ООО "Баутраст-Комплект"

Аудит проведен на высоком профессиональном уровне. По итогам аудита даны ценные рекомендации...

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее