Коммерческие юридические лица: изменения в законопроекте Гражданского кодекса РФ
На сайте Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству опубликован законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» в редакции, подготовленной ко второму чтению.
Законопроект, подготовленный ко второму чтению, претерпел значительные изменения, поскольку было внесено много поправок в законопроект, принятый в первом чтении. Гражданский кодекс содержит основные постулаты, регулирующие взаимоотношения в обществе. В ГК РФ сосредоточены нормы, которые получат свое развитие в других федеральных законах, поэтому поправки, внесенные в Гражданский кодекс, существенно изменят положения многих федеральных законов.
В новой редакции ГК изменены многие нормы правового регулирования юридических лиц. Изменения касаются организационно-правовых форм юридических лиц (вводятся новые формы), государственной регистрации, прав и обязанностей юридического лица, уставного капитала, а также реорганизации и ликвидации организаций. Вот лишь существенные из них.
- Исключены такие организационно-правовые формы юридических лиц, как закрытое акционерное общество и общество с дополнительной ответственностью. Предполагается, что первое из них исключено, поскольку фактически ничем не отличается от обществ с ограниченной ответственностью, а второе - не нашло применения на практике.
По словам представителей Высшего арбитражного суда РФ, реорганизации в обязательном порядке в отношении закрытых акционерных обществ проводиться не будет. ЗАО могут изменить организационно-правовую форму одновременно при внесении каких-либо изменений в устав. В течение года после вступления в силу изменений, ЗАО смогут преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью либо производственные кооперативы. В отношении существующих ЗАО будут применяться нормы о непубличных акционерных обществах.
Остается деление юридических лиц по целям деятельности на коммерческие и некоммерческие, дополнительно вводится классификация на корпоративные и унитарные. Юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). Из коммерческих юридических лиц к корпоративным относятся хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. Среди коммерческих юридических лиц - это государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Помимо классификации юридических лиц на корпоративные и унитарные вводится деление их на публичные и непубличные. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью, а также акционерное общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признается непубличным.
В законопроекте предусматривается возможность граждан, ведущих совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрировать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, и несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
- Существенно изменилась статья 51 Гражданского кодекса - «Государственная регистрация юридических лиц». В частности предполагается расширить полномочия регистрирующего органа:
- возложить проведение проверок сведений, вносимых в государственный реестр на предмет достоверности;
- в некоторых случаях сообщать заинтересованным лицам о предстоящем включении сведений в государственный реестр. Заинтересованные лица в свою очередь могут представить обоснованные возражения, которые подлежат рассмотрению регистрирующим органом.
- Из обязанностей юридического лица исчезает обязанность иметь самостоятельный баланс или смету. Учредительный договор, договор об учреждении среди документов коммерческих юридических лиц (хозяйственных обществ и товариществ) остается. Однако среди учредительных документов упоминается только устав.
- При разработке законопроекта много дискуссий было вокруг размера уставного капитала. Первоначально размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью предполагалось увеличить до пятисот тысяч рублей. Однако размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью остается неизменным - десять тысяч рублей, а для акционерных обществ – сто тысяч рублей. При оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала. Таким образом, если размер уставного капитала общества является минимальным, он должен быть оплачен только деньгами. Законопроект разрешает к моменту государственной регистрации оплатить три четверти уставного капитала, оставшуюся часть в течение года после регистрации.
- Новые положения, касающиеся реорганизации юридических лиц, отражены в законопроекте. Разрешена реорганизация с сочетанием различных форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Законодательно закрепляется реорганизация двух и более юридических лиц, имеющих различную организационно-правовую форму. Данная реорганизация становится возможной, если законом разрешается преобразование юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких форм. По общему правилу, за некоторым исключением, не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие.
При реорганизации в форме разделения и выделения права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь возникающим лицам в соответствие с передаточным актом. Понятие «разделительный баланс» исключается из Гражданского кодекса.
Вводится статья, подробно описывающая последствия признания недействительным решения о реорганизации. Признать решение недействительным можно через суд в течение трех месяцев после произошедшей реорганизации.
- Дополнительно вводятся два основания, в соответствие с которыми суд может ликвидировать юридическое лицо: отсутствие надлежащего разрешения (лицензии) и отсутствие членства в саморегулируемой организации.
В отношении так называемых недействующих юридических лиц, внесена существенная поправка. Организация в течение последних двенадцати месяцев не представляющая документы отчетности, и не осуществляющая операций по банковскому счету, будет исключена из единого государственного реестра юридических лиц налоговой инспекцией. Пока подобное исключение возможно только в судебном порядке.
Лабутина Кристина Александровна
Теги: Гражданский кодекс юридическое лицо уставный капитал крестьянско-фермерское хозяйство налоговая инспекция
Новости по теме:
Статьи по теме: