А Вас оповестили о результатах налоговой проверки?
Налоговая инспекция после камеральной проверки обычно упрощает процедуру оповещения плательщиков о результатах проверки: отправляют почтой России акты проверки по юридическому адресу, не уточняя, получил ли адресат данное письмо. Если юридический адрес организации отличается от фактического адреса, у нее есть возможность через суд избежать наказания, даже в том случае, если факт налогового правонарушения очевиден.
Статья 100 Налогового кодекса РФ весьма четко описывает процедуру оповещения о результатах камеральной проверки. Акт налоговой проверки должен вручаться руководителю организации или физическому лицу, а также их законным или уполномоченным представителям лично под роспись о получении акта или должен быть передан другим способом, при котором указана дата получения указанного лица или организации. Если руководитель организации или физическое лицо, а также их законные или уполномоченные представители уклоняются от получения акта налоговой проверки, по которым проводилась камеральная проверка, данный акт отправляется по почте заказным письмом по юридическому адресу организации или месту проживания физического лица. Но ИФНС должна удостовериться в том, что организация или физическое лицо уклоняются от получения акта, зафиксировать факт уклонения в самом акте камеральной проверки и после этого только отправить документ заказным письмом. После отправки заказного письма, по истечению шестидневного срока, письмо считается полученным.
Если по юридическому адресу компании имеется услуга секретарского обслуживания, и входящую корреспонденцию регулярно получают курьеры в почтовом отделении, то акт дойдет до получателя и упрощенная процедура налоговых органов будет результативной. Но это может быть не всегда. Если обособленное подразделение находится по другому адресу, налоговики должны отправить акт по фактическому адресу обособленного подразделения: это предусмотрено в статье 100 НК РФ.
В некоторых случаях ИФНС не вызывает представителя организации или физическое лицо для вручения акта проверки, хотя у ведомства имеются телефоны и почтовый адрес организации или физического лица, и оно может воспользоваться контактными данными в любое время. Налоговики могут отправлять акт проверки по «юридическому» адресу, когда организация указывает во всех документах другой адрес для почтовых отправлений. По пункту 5 статьи 100 НК РФ следует, что для налоговых органов главным является то, чтобы контрагенты получили информацию о результатах камеральной проверки.
Налоговый кодекс не предусматривает о способах оповещения налогоплательщика, о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Кроме того, в нем не предусмотрен порядок уведомления почтовым отправлением (отправление актов заказным письмом, если налогоплательщик уклоняется от его получения). У налоговиков есть возможность сообщать об актах с помощью отправки заказным письмом, но только в случае, если ведомство получит достоверную информацию о получении данного письма адресатом. Однако ведомство о таких мелочах не заботятся, и обычно отправляет акты простым письмом без уведомления о вручении.
Если организация не получила от ИФНС ни актов камеральной проверки, ни уведомлений о вызове для участия в рассмотрении результатов проверки, и было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то вердикт налоговые органы могут также отправить заказным письмом без уведомления о вручении. Хотя налоговый кодекс предусматривает другую процедуру уведомления о решении – копия решения о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение или отказ в привлечении к ответственности, а также решение о применении обеспечительных мер или об отказе применения обеспечительных мер вручаются представителю или уполномоченному лицу организации или физическому лицу, в отношении которого было вынесено данное решение под роспись. Или ведомство передает это решение другими способами, которые помогут получить достоверную информацию о подтверждении получения налогоплательщиком данного решения.
Судьи, как правило, в таких спорах не имеют возражения против отсылки писем, но требуют от ИФНС доказательства того, что налогоплательщики получили это письмо. И если налоговики предоставляют уведомление о вручении адресату письма (решения), то считается, что налоговая инспекция соблюдала процедуру вручения решения. Но при этом в уведомлении о вручении помимо росписи представителя организации или физического лица, должна стоять дата получения письма с решением. Ведь от этой даты будет зависеть вступление решения в силу. В соответствии со статьей 101 НК РФ, решение (или отказ) о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступают в силу после истечения 10 дней, считая со дня вручения представителю организации или лицу, в отношении которого вынесено решение. Значит, если решение не было вручено налогоплательщику, то считается, что оно не вступило в силу. Но на практике налоговики особо не заботятся о соблюдении данных сроков: отправили письмо с решением, отсчитали 6 дней (по п.5 ст. 100 НК РФ), затем ещё 10 дней, и считают, что решение вступило в силу. Эта дата имеет огромное значение, ведь эта дата определяет дату вступления в силу данного документа.
Но если рассмотреть то, что организация не получает письма почтовым отправлением и она не была уведомлена о решении, то по истечении срока она не имеет возможности обжаловать решения в вышестоящем налоговом органе. В том случае, если будут доказаны нарушения со стороны ИФНС, то решение будет считаться недействительным. Но судьи часто прощают налоговым органам незначительное соблюдение или отклонение от процедур.
Однако предусмотрены условий проведения проверки, нарушение которых является основанием для отмены решения ИФНС о привлечении к ответственности за определенное налоговое правонарушение. В качестве таких условий можно привести обеспечение для организации участия в рассмотрении материалов налоговой проверки и предоставление разъяснений.
Если инспекция не пригласила представителя организации или физического лица участвовать в рассмотрении материалов камеральной проверки и не предоставила им возможности для объяснения, тогда данное решение может быть отменено.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что не стоит доводить дело до налоговых правонарушений и судебных разбирательств. Однако, если этого не удалось избежать, то ни в коем случае не стоит опускать руки, ведь нарушения и ошибки бывают не только со стороны нарушителя, но и органов проверки. Все допускают ошибки, самое главное – их нужно доказать в суде и, и тогда Вы сможете добиться отмены решения. Тем более, в трудоемкой работе налоговой инспекции, инспекторы часто не соблюдают предписанные ими процедуры, и благодаря этому суд может признать решение недействительны.©
Гарифуллина Гузель Хайдаровна
Новости по теме:
Статьи по теме: