logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Азбука оценки: оценка автотранспортных средств

04.08.2009

Что такое оценка автотранспортных средств?

Оценка транспортного средства – это комплекс мероприятий, направленных на установление рыночной или иной стоимости транспортного средства. Под рыночной стоимостью может пониматься также рыночная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (ТС), а также величина утраты товарной стоимости ТС после ДТП.

Восстановительный ремонт – комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения.

Утрата товарной стоимости (УТС) – снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки.

Какие нормативные документы используются оценщиками в расчетах?

При оценке траснпортного средства специалист руководствуется следующими документами:

  1. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98.
  2. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО № 001МР/СЭ.
  3. «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство для судебных экспертов)».
  4. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009015-98 с изменениями 1,2,3,4,5 и 6.

Из чего складывается стоимость восстановительного ремонта и какой метод должен использовать оценщик?

Величина ущерба (восстановительного ремонта) складывается из стоимости работ, стоимости заменяемых запасных частей и расходных метериалов. Стоимость работ определяется исходя из нормо-часов, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. В своих расчетах оценщик имеет право использовать любую методику.

Но ведь стоимость одних и тех же работ или запасных частей в разных местах может сильно отличаться. При расчетах на какие цены Вы опираетесь?

Если автомобиль имеет возраст до 5-и лет и его расчетный износ не превышает 35%, расчет производится согласно стоимости нормо-часа на работы и запасные части официального дилера в данном регионе. При наличии нескольких официальных дилеров на данную марку автомобиля, например, KIA, Hyundai, Ford и др., расчет производится согласно стоимости нормо-часа дилерской организации, в которой данное транспортное средство осуществляет техническое обслуживание. Выяснить это можно по отметкам о прохождении ТО в сервисной книжке.

А если транспортное средство старше 5-и лет?

В таких случаях расчет ведется изходя из среднеарифметической стоимости нормо-часа на работы, которая определяется путем выборки довольно известных в регионе станций технического обслуживания и всех дилеров. Стоимость запасных частей берется по данным автомагазинов, авторынков и Интернет-магазинов, таких как Exist.ru, Detali.ru и др., а также цен официальных дилеров.

Представим такую ситуацию. Произошло ДТП, виноват другой участник. После разбора в ГАИ потерпевший обратился в страховую компанию, там ему выписали направление на проведение экспертизы в определенную оценочную организацию. Насколько можно доверять такой экспертизе и насколько адекватно оценщики подойдут к определению ущерба ТС? 

Как правило, такие оценочные организации работают по договору со страховой компанией. В данном случае заказчиком оценки выступает страховая компания, и расчеты будут производиться на основании Задания на оценку заказчика, в котором вряд-ли будет просьба «рассчитать по максимуму», скорее наоборот. Тем более, что общая экономическая ситуация в стране также отрицательно сказалась и на финансовое состояние страховых компаний, чьи доходы значительно упали. В этом случае надеяться, что начисленная сумма ущерба покроет все расходы потерпевшего, не приходитсья. Тут уже дальше зависит все от самих потерпевших. Если Вы не согласны с начисленной суммой, смело обращайтесь в другую оценочную организацию и назначайте экспертизу за свой счет, выступив заказчиком оценки. В этом случае оценщик учтет все факторы, повлияющие на итоговую стоимость ущерба. Вообще говоря, ничто не мешает произвести расчет 10-летнего автомобиля по официальному дилеру, если этого так хочет заказчик, другое дело – «выбить» данную сумму через суд.

Некоторые потерпевшие обращаются с жалобами, что им оценщики не включили в окраску некоторые элементы кузова, ссылаясь на то, что якобы до ДТП на этих элементах были так называемые «эксплуатационные дефекты» в виде каких-то сколов, царапин. Насколько бывает правомерным такое решение эксперта?

Действительно, согласно п.п. 6.5.4 Методических рекомендации по проведению технической экспертизы при ОСАГО №001МР/СЭ «если в результате осмотра транспортного средства установлено, что непосредственно перед страховым случаем уже требовалась окраска поврежденных элементов кузова, оперения транспортного средства, работы по окраске указанных элементов не назначаются».

В то же время, согласно п.п. 7.3.7. методического руководства для судебных экспертов Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки «работы по окраске отдельных элементов кузова и оперения транспортных средств не назначаются, если в результате осмотра транспортного средства установлены следующие факты:

  • на всем элементе до его повреждения отсутствовало ЛКП;
  • в зоне повреждения элемента до его повреждения отсутствовало ЛКП;
  • на элементе имеются следы сквозной коррозии».

Ну и напоследок, что Вы можете посоветовать тем, кто попал в дорожно-транспортное происшествие?

Самое главное – если Вы уверены, что начисленная страховой компанией сумма явно занижена, не тратьте попусту свои нервы и время, пытаясь добиться «истины» в страховой компании. Ведь можно и нужно идти более выигрышным результативным путем - заказать собственную экспертизу (оценку) ущерба и в судебном порядке добиться справедливого результата. 


Опубликовать:

Отзывы

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее