Должны ли сетевики отвечать за производителя, нарушившего интеллектуальные права?
Арбитражное дело с таким непростым содержанием передано в Президиум ВАС РФ. Правообладатель объекта авторского права – фотографии обратился с серией исков к крупным торговым сетям, в которых осуществлялась продажа журнала, обложка которого была украшена спорным фотопроизведением без согласия автора.
С точки зрения нарушения исключительных прав дело выглядит бесспорным, особенно учитывая расширительную практику толкования нормы ст. 1229 ГК РФ, сформированную с подачи самого ВАС РФ, согласно которой предложение к продаже товара, содержащего признаки контрафакта является самостоятельным составом гражданского правонарушения.
С другой стороны, общепризнанные принципы гражданского законодательства предписывают, что любые действия участников гражданского оборота презюмируются добросовестными. Сами сети не принимают участия в наполнении журналов определенным контентом и, соответственно, виновных действий ритейлеров в нарушении исключительных прав не усматривается. В пользу данного подхода говорит практика, сформированная в отношении Интернет хостингов, которые несут ответственность за распространения контрафактного материала только после обращения правообладателя, поскольку до наступления данного события, провайдер даже проявив должную осмотрительность и осторожность не может выявить контрафакт.
При этом, возможен и компромиссный итог – солидарная ответственность СМИ и ритейлера за допущенное нарушение. Заседание Президиума ВАС РФ назначено на 20 ноября. ©
Смирнов Александр Андреевич
Теги: ВАС РФ арбитражный судебный процесс исключительное право административная ответственность
Новости по теме:
Статьи по теме: