logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Решение ВАС: п.2.3. Приказа ФСФР N 09-49/пз-н не противоречит нормам действующего законодательства

16.11.2011

Пункт 2.3. Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2009 "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" устанавливает, что датой представления необходимой отчетности в Федеральную службу по финансовым рынкам считается дата ее принятия ФСФР.

Организация, считая вышеуказанное положение противоречащим нормам федерального законодательства, а именно п.2 ст. 194 ГК РФ и ст. 15 ФЗ "О бухгалтерском учете", обратилась в Высший Арбитражный суд с соответствующим заявлением. Напомним, что п. 2 ст. 194 ГК РФ закрепляет правило о том, что «письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до истечения двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок», а статья 15 ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит аналогичное положение того, что «днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки».

Рассмотрев указанное заявление, Высший Арбитражный суд пояснил следующее.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет, что регулирование рынка ценных бумаг осуществляется государством путем установления, в том числе обязательных требований к деятельности его профессиональных участников, определения порядка их деятельности и создания соответствующей системы контроля. Последнее предполагает установление компетентным органом исполнительной власти, коим в сфере обращения ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам, правил о предоставлении отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в их числе правила о порядке предоставления отчетности и ее сроках. Как подчеркнуто Высшим Арбитражным судом функционирование системы обязательной и систематической отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг является неотъемлемым элементом контроля, в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Учитывая, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, а следовательно и контролю со стороны государства, то все это в совокупности определяет природу правоотношений, складывающихся между ФСФР и участниками рынка ценных бумаг, как административно-правовую.

Гражданский кодекс, регулируя же правоотношения, построенные на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, по общему правилу неприменим к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении. Таким образом, оспариваемые положения, не подпадая под сферу действия гражданского права, последнему не противоречат.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого пункта положениям федерального закона «О бухгалтерском учете» судом отклонены постольку, поскольку правоотношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионный ценных бумаг, вышеназванным законом не регулируются.

Стоит, наверное, сказать, что оспариваемое положение противоречит не сколько конкретным нормам законодательства, сколько просто является некоторым исключением из общих внеотраслевых правил течения и определения сроков. При этом установление таких исключений ничем не ограничено, кроме как разумностью и целесообразностью.

Общее правило, таким образом, отнюдь не всегда применимо к каждому конкретному случаю.

Хисамова Рина Винеровна
Помощник юриста
Казанский юридический центр


Теги:  ВАС РФ  Федеральная служба по финансовым рынкам  ФСФР

Опубликовать:

Отзывы

09.10.2012 ООО "Торговый дом Росхолод"

консультации и объяснения проводятся доступным и понятным образом для лиц с меньшим...

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее